Христианство

Пермская деревянная скульптура

Автор drugoi
Оригинал фотоотчета здесь


Выставка Пермская деревянная скульптура

"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников — один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.

Николай Николаевич Серебренников исследователь пермской деревянной скульптуры

Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края — Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".

Книга Н.Н.Серебренникова Пермская деревянная скульптура


С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Забегая вперед, скажу, что только что, благодаря усилиям Пермской художественной галереи и издательства "Художник и книга", вышло из печати репринтное издание этой уникальной книги. Отлично изданный альбом-каталог с архивными фотографиями явился первым этапом издательского проекта "Новое прочтение". К сожалению, тираж этого раритета — всего тысяча экземпляров и я страшно рад, что у меня теперь есть эта книга, любезно подаренная мне директором галереи.

Книга Серебренникова могла быть никогда не напечатана, опоздай он с ней всего на полгода. В конце 1929 г. по всей стране развернулась борьба против участников краеведческих обществ и кружков, что было связано с изменением политической обстановки в стране. Был уволен директор Пермского музея А. Лебедев по обвинению в том, что он "превратил музей в приемный дом для «бывших»". Лебедев смог переехать в Свердловск, но в 1937 г. был арестован и расстрелян. Та же участь постигла профессора П.С. Богословского, который сформировал в Перми научно-краеведческую школу и был директором научного музея. Был арестован художник И. Вроченский.

Все эти люди работали вместе с Н.Н. Серебренниковым и его самого с таким "непролетарским" происхождением легко могла постичь та же участь. Тяжелым ударом для Николая Николаевича стало появившееся известие о том, что его книгу собираются издать во Франции — в те годы это могло стать приговором в деле о "политической измене". Ученый был вынужден срочно отправить письмо в газету "Уральский рабочий", сделать заявление о том, что он впервые слышит о переиздании во Франции и "в качестве самокритики" написать о том, что "в своей книге он обнаружил ошибочность в ряде основных положений". Намечавшееся было переиздание книги в московском издательстве "Academia" не состоялось.

Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.

Фигура сидящего Христа

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке — скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения — унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Обычно такие скульптуры находились в церкви внутри специально построенных деревянных "темниц" или просто ниш в стенах. Резчики иногда не изображали багряницу, но почти всегда фигура находилась в темнице в одеждах из желто-золотистой парчи. Лица и фигуры у Спасителей — коми-пермяцкие, с характерными чертами, а зачастую и выраженными болезнями, которыми страдали местные жители — рахитом, артрозом.

Николай Можайский — пермская деревянная скульптура

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) — одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом — в другой. Вот этот Никола из д. Зеленяты (XVIII в), что на снимке — самый, пожалуй, знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным (посмотрите на лицо) — когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.

Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что "краска на фигуре не принялась". Любил этот Никола и путешествовать — восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные "обутки" непременно становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие в день святого — 16 июля.

Надо отметить, что отношение к своим святым и Богу у пермяков было вполне свойским — они относились к скульптурам и иконам как к "живым" богам и общались с ними, как с живыми. Пермский крестьянин, обидившсь на Господа за какую-нибудь свою неудачу, мог, например, поставить икону, стоявшую у него в красном углу, вверх ногами — наказать, одним словом. Николу Можая из Зелят провожали в музей всем миром — как будто прощались с уезжающим в дальние края родным человеком.

Пермская деревянная скульптура — фигура сидящего Иисуса Христа

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду — синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".

Деревянная скульптура Христа из деревни Пашия
Христос из деревни Пашия, XVIII в.

Пермская деревянная скульптура — фигура Спаситебя

Фигура Спасителя из Усолья
Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. В описи коллекции написано, что "резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития."

Деревянное распятие
Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку — Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса. Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке — его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.

Снятие с креста село Шакшер
"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа — от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Рельефное изображение Параскевы-Пятницы с предстоящими
Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях — по всей видимости, другие были уничтожены.

Пермская деревянная скульптура — Николай Чудотворец
Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского — у него нет в руках меча и храма.

Фрагменты распятия Богородица Мария Магдалина Иоанн Богослов Сотник Лонгин
Фрагменты распятия XVIII в. из г. Соликамск — Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин.

Сидящий в темнице Иисус Христос Пашия
Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Пермская деревянная скульптура — Собор Архангелов
Собор архангелов из с. Губдор (XVIII в) вырезан из целого куска дерева.

Никола Можай из Покчи — пермская деревянная скульптура
Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района.

Николай Можайский из Покчи Чердынский район
Серебренников пишет, что, если наиболее чтимая населением скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам не менее почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу", то изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, как известно, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Фигура распятого Христа из Соликамска церковь Жен Мироносиц
Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.

Распятие Христа-татарина из Рубежской церкви
По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.

Деревянное объемное изображение Иисуса Христа
Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Кстати, идея проведения выставки "Русское бедное" пришла к С. Гордееву и М. Гельману, по их словам, именно после посещения экспозиции пермских деревянных скульптур.

Надежда Владимировна Беляева — Пермская художественная галерея
Конечно, мои переживания в зале, где находится коллекция, не были бы такими полными, не будь с нами этого человека — бессменного много лет директора Пермской художественной галереи, искусствоведа, заслуженного работника культуры России Надежды Владимировны Беляевой. В её устах строгие Николы Можайские стали "николушками" — так рассказывают не об экспонатах выставки, а о детях — любимых и родных. Спасибо ей за такое проникновенное повествование и за подарок — книгу Н.Н. Серебренникова, которую я уже успел прочитать от корки до корки.

Я записал всю беседу с Н.В. Беляевой в зале экспозиции. Те, кого тронула эта тема, могут посмотреть фрагменты из рассказа директора. Там есть очень интересные детали — всячески рекомендую. История про падающее распятие и отказавшую видеокамеру — из разряда совершенно мистических.

фотографии: © drugoi
архивные фотографии и информация: © Н.Н. Серебренников "Пермская деревянная скульптура", Москва, 2002

 

Читайте также по этой теме:
Пермская деревянная скульптура

О пермской деревянной скульптуре

Автостопом по Северному Уралу. Остров Чердынь

 

 

Постовой: планируете создать сайт? Для начала надо купить домен. Отнеситесь к этому моменту с вниманием и тщательностью, т.к. он очень важен для вашего будущего сайта.

тел. +7-902-47-52-984
эл. почта:
ICQ: 450535755

© 2008-2014 «Соло-Тур»

Все права принадлежат администрации сайта.
Полное либо частичное воспроизведение любых материалов возможно только с письменного разрешения.

создано в «Светосиле»

Рыбалка на Урале. Ловля хариуса, сплавы по рекам Урала из Перми